Псковитянка | Мариинский театр
Новая сцена Мариинского театра Санкт-Петербурга приглашает на яркую оперу Николая Римского-Корсакова в трех действиях, шести картинах на собственное либретто по сюжету одноимённой драмы Льва Мея.
Предварительное бронирование не осуществляется! Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется.
Информация
Анонс
Формат: | опера |
Актеры: | см. описание |
Продолжительность: | 3 ч. 30 мин. (2 антракта) |
Стили музыки
классическая
Дресс-код
опрятный
Вход 12 +
1000 - 2000
Особенности
Описание
В сезоне 2020 года на Новой сцене Мариинского театр города Санкт-Петербурга состоится знаменитая истинно народная опера в трех действиях "Псковитянка". Народность ее и в сюжете, и в характере персонажей, и в удивительном музыкальном языке, насыщенном народными песнями. «Раскукуйся ты, кукушечка» - это песня «Подуй, подуй, непогодушка»; тема Ольги в дуэте «Ты останься, милый мой» - это «Уж ты поле мое»; песня вольницы «Государи-псковичи» - подлинная народная песня Арзамасского уезда; текст хора девушек в лесу «Ах ты, дубрава» заимствован из псковской народной песни! Не пропустите!
Псковитянка—первая опера Николая Римского-Корсакова в трёх действиях, шести картинах на собственное либретто по сюжету одноимённой драмы Льва Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году. Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка».
Краткое содержание
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Псков, 1570 год. Сад царского наместника в Пскове князя Юрия Ивановича Токмакова. Веселятся девушки, за ними приглядывают мамки. Княжну Ольгу, однако, не увлекают игры и песни подруг. Она мечтает о встрече с любимым, ждет от него весточки.
Любопытная Перфильевна пытается выведать у мамки Ольги, правду ли люди говорят, что Ольга не княжеская дочь. Власьевна же заводит речь о Новгороде: прогневался на вольный город царь Иван, пришел со своей опричниной, казнит всех без разбору и без жалости...
Подруга украдкой сообщает Ольге, что повидаться с ней придет вечером Михайло Туча. Мамки уводят боярышень в терем.
Ольга выходит в сад, но радость свидания с любимым омрачена. Княжна просватана за знатного боярина Матуту, и не Михайле Туче, бедному посадничьему сыну, с ним соперничать. Михайло говорит Ольге про свое решение уехать в Сибирь и, вернувшись богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки его дочери. Однако Ольга уговаривает своего возлюбленного остаться и обещает Михайле, что она умолит отца не отдавать ее Матуте.
Из терема выходят Токмаков и Матута. Михайло Туча скрывается, а Ольга прячется в саду и невольно слышит разговор отца и Матуты. Токмаков рассказывает, что не является родным отцом Ольги. Мать ее – боярыня Вера Шелога, сестра покойной жены князя, а имя отца неведомо.
Раздаются удары колокола – набат сзывает псковичей на вече. Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенной Ольге звуки колокола кажутся погребальным звоном, хоронящим ее счастье.
Картина вторая
Не умолкает вечевой колокол. Собирается народ на площадь.
Гонец Юшко Велебин сообщает весть: пал гордый Новгород, и царь Иван Васильевич едет с опричниной на Псков. Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться: верой и правдой служат псковичи отечеству. И потому надо встретить Государя смиренно, хлебом-солью.
Молодые псковичи во главе с Михайло Тучей не хотят подчиниться царю. Они призывают народ отстаивать независимость. Вольница подхватывает удалую песню своего предводителя и покидает город.
Перепуганный Матута предлагает Токмакову позвать стрельцов, чтобы расправиться с непокорными. Токмаков с негодованием отказывается. Тревожно продолжает гудеть колокол.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы.
Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждет появление царя. Колокола гудят все громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде.
Картина четвертая
Иван Грозный у входа в палаты князя Токмакова. "Войти аль нет?" – решая судьбу города, вопрошает он князя. Токмаков отвечает ему глубоким поклоном. Царя ведут на почетное место к столу. Узнав, что у князя есть дочь, царь желает, чтобы она поднесла ему чашу. Входит Ольга, за ней – Стеша и сенные девушки с угощением. Когда Ольга поднимает голову, поднося чашу царю, Иван Грозный узнает в ней черты когда-то горячо любимой им женщины – Веры Шелоги. Царь поражен, с трудом ему удается скрыть волнение и растерянность.
Оставшись наедине с Токмаковым, выспросив, кто мать Ольги, Грозный понимает, что встретил родную дочь. Это кажется ему знамением, и он милует мятежный Псков: "Да престанут все убийства!.. Много крови... Притупим мечи о камни. Псков хранит Господь!.."
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина пятая
Лес близ Печерского монастыря. Девушки идут на богомолье. Ольга отстает от них, чтобы встретиться с Михайло Тучей. Ольга надеется вымолить любимому прощение у царя, однако Туча отказывается идти на поклон к Ивану Грозному и зовет Ольгу покинуть родные края. Не задумываясь, девушка соглашается. Ничто более не связывает ее со Псковом.
Неожиданно появляется Матута. Он выследил Ольгу. Его холопы ранят Тучу, а девушку уносят с собой.
Картина шестая
Царская ставка близ Пскова. Не спится царю Ивану. Встреча с дочерью разбудила в нем воспоминания о минувшей молодости. Однако мысли его вновь обращаются к делам государства. Он хочет видеть Русь единой, подчиненной одному могучему властелину. Раздумья царя нарушает князь Вяземский. Он схватил Матуту, похитившего Ольгу. Царь в гневе готов убить Матуту, но тот рассказывает, что взял княжну во время свидания с "ослушником царской воли" Михайло Тучей. Царь велит немедленно ввести Ольгу. Иван Васильевич хочет забрать Ольгу с собой в Москву, а Тучу бросить в темницу. Ласковой речью Ольга смягчает сердце царя: с детства она привыкла молиться за него, любила всегда как родного отца. Иван Грозный уже готов признаться дочери, что он и есть ее родной отец, но вблизи шатра раздается песня вольницы – это Михайло с товарищами пришел освобождать Ольгу. Разгневанный царь приказывает уничтожить восставших, а Тучу взять живым. Ольга, услышав прощальные слова любимого, выбегает из шатра. Раздается пушечный залп. Все нападавшие погибли.
К шатру Грозного приносят сраженную случайным выстрелом Ольгу. В отчаянии Иван Васильевич зовет лекаря Бомелия, но Ольга уже мертва... Безутешный царь склоняется над телом своей дочери.
Исполнители:
Дирижер – Калье Кусава
Царь Иван Васильевич Грозный – Александр Морозов
Князь Юрий Иванович Токмаков – Юрий Воробьёв
Михаил Андреевич Туча – Максим Аксёнов
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова – Светлана Игнатович
Авторы и постановщики:
Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Николая Римского-Корсакова по драме Льва Мея
Капитальное возобновление постановки 1952 года в декорациях и костюмах Федора Федоровского
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер капитального возобновления – Юрий Лаптев
Художник капитального возобновления – Вячеслав Окунев
Художник по возобновлению костюмов – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Купить билеты на оперу Псковитянка в Мариинском театре города Санкт-Петербург онлайн теперь возможно на сайте iCity.life.
• В программе мероприятия возможны изменения.
• Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес info@icity.life.